Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Добавить на Яндекс
О нас  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Забыли пароль?

Навигация

Социальные сети




Важное на сайте



Архаичная символика ведийских славян
Виктор Паршуткин

Архаичная символика ведийских славян

Москва 2012




Издание
Музея истории и культуры буртас


Село Сканово

Музей находится в селе Сканово Наровчатского района
Пензенской области вдали от шумных городов.
Там, где всё ещё ощущается энергетика ведийской веры,
сохраняются её символы
и предназначенный для мистерий пещерный храм.

Словом «буртасы» в восточных летописях
и документах Российского государства
обозначали тех ведийских (дохристианских) славян,
которые жили в междуречье трёх впадающих в Оку
и Волгу рек — Цны, Мокши и Суры.


УДК 003.628(=16)
ББК 63.2 + 63.3(2)4
П18
© Паршуткин Виктор Васильевич, 2012
ISBN 978-5-9904293-1-4 © Музей истории и культуры буртас, 2012

Содержание

В плену сконструированной истории
Основные понятия

Основной ведийский миф

«Каменная книга» Владимиро-Суздальской Руси

Древо Жизни

Богиня небесных Вод Мокошь

Парджанья и Лунница

Творец и Симаргл

Сурья

Боги сторон Света и Хранители Мира

Общеславянские элементы погребального обряда

Обряд подношения сосуда с водой для покойника

Обряд подношения пищи духам при погребении покойного

Обряд жертвоприношения коня

Буртасы. Затерянные во времени




Провидец


Худ. Андрей Пудовинников
Из собрания музея истории и культуры буртас

В плену сконструированной истории


В современной редакции «Повести вре-
менных лет» ведийские славяне в зави-
симости от места своего проживания и
особенностей веры названы по-разному:


Однако в отношении волго-окских славян, откуда и пошла земля Русская, легендарный Нестор не то чтобы скуп на сведения, скорее не определён, оставляя читателя в недоумении, кто же такие указанные им меря, мурома, волжские болгары, весь и мещера. Современные же историки не нашли ничего лучшего, как объя-вить их исчезнувшими.
Но народы так легко не исчезают. Просто
со временем могут называться иначе. Ведь не
исчезли же в никуда мордва, татары, чуваши,
марийцы и башкиры. Терминологическая же путаница, которая существует лишь в отношении славян, до сих пор кружит голову не только неподготовленному читателю, но и учёному историку.
В книге незаслуженно забытого историка конца XVII века Андрея Лызлова «Скифская история»1, впервые опубликованной в 1692 году, нет ссылок на эти начальные, недатированные сведения «Повести временных лет», послужив- шие основой всей современной историографии ведийских (дохристианских) славян Восточной Европы. Выходит, что они Лызлову просто не
известны. Хотя его «Скифская история» была первым серьёзным русским сочинением, целиком основанным на критике исторических источников. Не упоминает он и легендарного Нестора.
Неизвестны эти начальные строки «Повести» и Мавро Орбини, который в «Славянском царстве»2 тоже молчит о Несторе, хотя и упоминает Киевскую летопись. У Орбини мы находим такие строки: «Те, кто пожелает узнать всю их (русских) историю, может найти её у Еремия Русского…», «Еремий Русский в своих летописях…», «Еремий Русский в «Летописях Московии…» и т. д. Но, увы, о Еремии Русском мы сегодня каких-либо сведений уже не найдём, как не найдём и его «Летописей Московии».
Андрей Лызлов писал, что страна Болгары на Волге (волжских болгар упоминает и леген- дарный Нестор) название своё восприняла от народа, живущего там ещё до крещения Российской земли и названного по реке Волге именами волгоры или болгоры. И что волгоры (болгоры), которых историки сейчас называют волжскими болгарами, начало свое имели от «преславного и многонародного народа славенского». Страну волжских болгар Андрей Лызлов помещал по левую сторону от Волги ниже Казани вплоть до Ногайской орды, между реками Великия Волги (современная Волга), Белыя Волошки (современная река Белая) и Яиком (река Урал).

Миниатюра Радзивиловской летописи.

Однако в отношении волго-окских славян он, как и Нестор, хранит молчание.
История Европы в том виде, в каком она сегодня преподается в школах и универси- тетах, в своей основе была сконструирована Римской церковью в XV—XVII веках. На ру- беже XVI—XVII веков была учреждена новая хронология глобальной мировой истории, которая искусственно увеличила время суще- ствования христианства едва ли не на целое тысячелетие.
Эту хронологию, которую мир использует и сегодня, обычно связывают с именами Иосифа Скалигера (1540—1609 гг.) и иезуита Дионисия Петавиуса (1583—1652 гг.). Многие учёные люди, среди которых знаменитый англичанин Исаак Ньютон и русский революционер Нико- лай Морозов, на склоне лет ставший почетным членом Академии наук СССР, скалигеровскую версию хронологии подвергали сомнению и считали, что современный им мир по времени значительно ближе к эпохе древних греков и римлян, чем то указано в скалигеровских та- блицах. Идеи Морозова получили развитие
в «Новой хронологии» академика Российской Академии наук, заведующего кафедрой механико-математического факультета Московского университета Анатолия Тимофеевича Фоменко и его соратника Глеба Владимировича Носовского.
1
Андрей Лызлов. Скифская история. Москва, 1990 г.
2
Мавро Орбини. Славянское царство. Москва, 2010 г.

Но Иосиф Скалигер был не только хронистом и историком. Он ещё публиковал и ком- ментировал многие тексты, которые выдавал за античные. В частности, ему принадлежит заслуга «открытия» и такого поэта, как Верги- лий. Скалигер знал латынь, древнегреческий, еврейский и арабский языки. По его мнению, все европейские праязыки произошли от иври- та, на котором говорил его родной народ. Большую роль в конструировании новой христианской версии глобальной мировой исто- рии сыграл мужской орден иезуитов (Общество Иисуса), который был основан Игнатием Лойолой в 1534 и утверждён папой Павлом III в 1540 году. Членам ордена разрешалось вести светский образ жизни, сохраняя в тайне при- надлежность к Обществу. Вскоре деятельность иезуитов стала вызывать недовольство многих европейских правителей, вследствие чего указом папы Климента XIV в 1773 году орден был упразднен.
Однако императрица России Екатерина II подчиняться такому решению отказалась, и иезуиты в России продолжали действовать так же свободно, как и прежде. В Европе же их де- ятельность вновь была официально разрешена лишь в 1814 году.
В России конструирование истории соответственно западным образцам происходило с заметным опозданием. Этот процесс начался с воцарением в 1613 году династии Романовых и достиг своего апогея в годы правления Петра I, Анны Иоановны и Елизаветы Петровны.
В то время в основу версии древней рус- ской истории была положена только одна ле- тописьсписок которой был произвольно датирован XV веком. Петр I, проезжая в начале 1710-х годов через Кёнигсберг, где эта летопись и находилась, заказал с неё копию, включая и миниатюры. После того как русские войска во время Семилетней войны взяли этот город, оригинал летописи был доставлен в Петер- бург и в 1761 году передан в библиотеку Ака- демии наук. Радзивиловская летопись, якобы описывающая события русской истории с глубокой древности до 1206 года, впервые была напечатана (со многими пропусками, понов- лениями и произвольными дополнениями) в 1767 году.
Именно по этому изданию немцы Байер (член Петербургской академии в 1725—1738 гг.), Шлецер (на русской службе с 1761 по 1767 г.) и Миллер (годы жизни 1705
1725. г.) написали новую историческую версию, по которой государственность на Русь была привнесена некими варягами (они же норман- ны), выходцами из Скандинавии.
Однако русские сопротивлялись онемечи- ванию своей истории как могли, вследствие чего в XIX веке обществу были явлены сочинения, призванные хоть как-то примирить западническую версию с национальным ду- хом великороссов. Одно за другим стали печататься такие произведения, как «Слово о полку Игореве» (1800 г.), Ипатьевская (1843 г.)
и Лаврентьевская (1846 г.) летописи, «Задонщина» (1852 г.).
В 1869 году профессор Петербургского университета Д. держки из восточных летописей, якобы только что «найденных» им в Британском музее. Они должны были восполнить пробел и в сведени- ях о дохристианских волго-окских славянах. Речь идёт об «Известиях о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах Абу- Али Ахмеда Бен Омара Ибн-Даста, не известно- го доселе арабского писателя начала Х века по рукописи Британского музея».
Несколько слов о «первооткрывателях» этих сочинений(1725—1794 гг.), Алексее Ивановиче Мусине- Пушкине (1744—1817 гг.), Николае Михайловиче Карамзине (1766—1826 гг.) и Данииле Авраамовиче Хвольсоне (1819—1911 гг.).
Елагиндеятель и влиятельный масон. Когда в 1758 году был арестован канцлер Бестужев-Рюмин, заподозренный в заговоре в пользу великой княги- ни Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II), Елагина как участника этого заговора сослали в Казанскую губернию.
С воцарением Екатерины он был возвращён из ссылки и дослужился до сенатора и обер-гоф- мейстера. В Петербургской провинциальной масонской ложе он был первым, кто удостоился звания Великого Мастера. Елагин прекрасно владел старославянским языком, мог свободно писать и говорить на нём.
С обер-прокурором Святейшего Синода графом Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным Елагина связывала не только дружба, но
и членство в масонских ложах. В 1772 году Мусин-Пушкин отправляется в большое путешествие по Европе, по возвращении из которого
в 1775 году начинает заниматься историей и развивает активную собирательскую деятель- ность. В 1789 году он становится членом Российской Академии наук и указом Екатерины II от 26 июля 1791 года назначается обер-прокурором Святейшего Синода и остаётся таковым шесть лет. Указом от 11 августа 1791 года Екате- рина II повелевает доставлять в руководимый Мусиным-Пушкиным Синод древние рукописи
и старопечатные книги из всех церквей и мона- стырей России. Так этот человек в одночасье становится фактическим обладателем всех ста- ропечатных и рукописных книг. В 1798 году при императоре Павле I Мусин-Пушкин полу- чает графский титул.
Благодаря Елагину и Мусину-Пушкину по- явились «Русская правда», «Поучения Влади- мира Мономаха», «Книга Большому Чертежу», Лаврентьевская летопись и многие другие со- чинения, в том числе и «Слово о полку Игоре- ве». Считается, что Лаврентьевская летопись была найдена самим Мусиным-Пушкиным, а Ипатьевская зиным. Хотя эти летописи называются по-раз- ному, но говорят об одной и той же истории, которая до 1206 года была изложена в Радзиви- ловской летописи. Сейчас это сборное сочинение называют «Летосказанием Нестора, черноризца Феодосиева монастыря Печерского» или «Повестью временных лет». Переложил же сию «Повесть» на понятный для широкого круга читателей язык Карамзин.

Николай Михайлович Карамзин в молодости некоторое время служил в петербургском гвардейском полку. После отставки в начале 1784 года переезжает в Симбирск, где вступает в масонскую ложу «Золотой венец». Осенью это- го же года уезжает в Москву и там становится членом ложи «Дружеского учёного общества».
В 1789—1790 годах совершает поездку по Евро- пе, встречается с Кантом и Гёте. Оказывается в Париже во время Великой французской революции.
Когда в 1792 году в Петербурге по подозрению в масонстве арестовывают известного издателя Н. ся и Карамзина, вследствие чего издаваемый им «Московский журнал» приходится закрыть. Карамзин уезжает в деревню, где и пережидает разразившийся скандал. Тем не менее 31 октября 1803 года именным указом императора Александра I ему присваивается звание историографа, которое после его (Карамзина) смерти в России больше не возобновлялось. Скончался Николай Михайлович в Петербурге в 1826 году от последствий полученной на Сенатской площади 14 декабря 1825 года простуды. Насчёт того, что делал Карамзин в день восстания декабристов на Сенатской площади и на чьей стороне был, достоверных сведений не имеется.
Сын бедного еврея из Литвы Даниил Авраамович Хвольсон в возрасте 22 лет пешком отправляется за границу, с тем чтобы продолжить там своё образование. Защитив в 1850 году в Лейпцигском университете диссертацию о верованиях древней Сабы, получает звание доктора наук. В 1855 году, оставив иудей- скую веру и по конъюнктурным соображениям приняв православие, возглавляет кафедру еврейской, сирийской и халдейской словесности на восточном факультете Петербургского университета. В 1910 году избирается почётным членом Российской Академии наук. Входит в комиссию по работе над Синодальным переводом Ветхого Завета.
В предисловии к «Известиям Ибн-Даста» Хвольсон пишет: . Так вот, историки этим «удовольствием» продолжают «наслаждаться» до наших дней, поскольку других источников о дохристианских волго-окских славянах нам правящая династия Романовых не оставила. .
Что это был за остров, на котором жили хвольсоновские россы, он и сам объяснить не мог. Продолжая начатую Геродотом тему человеческих жертвоприношений, Хвольсон пишет: <Есть у них (россов), из среды их, врачи, имеющие такое влияние на царя, как будто они начальники ему. Случается, что приказывают они приносить в жертву Творцу что ни вздумается им Взяв человека или животное, врач накидывает ему петлю на шею, навешает жертву на бревно
и ждёт, пока она не задохнется. Тогда говорит: «Вот это
И вот на таких сомнительных источниках базируется вся современная историография ведийских (дохристианских) славян Восточной Европы.

Археология за последние 200 лет накопила значительный материал, который вместе
с сохраняющимися на предметах повседневного обихода и архитектурных сооружениях ведийскими символами позволяет взглянуть на историю совсем по-другому. Не так, как её представляли Елагин, Мусин- Пушкин, Хвольсон, Карамзин и предшествовавшие им Байер, Шлецер и Миллер.
Пожалуй, самым ярким представителем отечественной археологической истории стал академик Борис Александрович Рыбаков (1908—2001 гг.). В своих работах «Язычество древних славян» и «Язычество Древней Руси» он наряду с материалами археологических раскопок анализирует огромное количество символов, легенд и мифов. Однако, оставаясь
в плену фальсифицированных письменных источников, он так и не смог избавиться от исторических иллюзий и добраться до истинных глубин ведийской веры, а значит, и славянской истории.
Но не следует безоговорочно доверять и археологам. Ибо многие из них в своих публикациях умалчивают о находках, которые не укладываются в рамки господствующих исторических концепций, или же просто не обра- щают внимания на целый ряд, на их взгляд, «мелочей». К сожалению, встречаются среди них и такие, кто выдает современные подделки за древности. Видимо, для того, чтобы подтвердить «правдивость» фальсифицированных источников, по которым защищены их учёные диссертации.
В наши дни многие историки в силу инертности мышления продолжают тиражировать те мифы, которые созданы в угоду правящей Романовской династии и несостоятельность которых давно уже стала очевидной.
Берясь за нелёгкий труд исторической ре- конструкции, не следует безоговорочно доверять какому-либо одному источнику (или группе однотипных источников) и категорически отвергать другие. Ведь даже литературные и вещевые подделки часто несут в себе полезную информацию. Ибо создавались они на основе подлинных текстов и подлинных вещей. Но во всём должна быть мера, определяемая здравым смыслом и логикой событий. Следует помнить и о том, что в наши дни реконструкция далёкого прошлого, даже с учётом результатов археологических раскопок и этнографического материала, возможна только в самых общих чертах.

Основные понятия

Прежде всего определимся с основными понятиями, которые используются в этой книге.
Славяне, населяющие территорию современной России, пологического типа, которые до принятия христианства исповедали ведийскую веру, понимали друг друга без переводчика (несмотря на некоторые различия в языках). Это позволяло им общаться, заключать браки, образовывать временные союзы или устойчивые государственные объединения.
Сегодня они говорят на русском языке, и их называют русскими. Наиболее близки им со- временные украинцы и белорусы. Видимо, и древняя история этих трёх народов имела много общего.

Ведийские славяне исповедали ведийскую веру, фундаментальные основы которой сохранились в книгах браминов Индии.
К сожалению, от ведийской веры мало что осталось. До наших дней она дошла лишь в не- которых символах, обычаях, мифах и преданиях. Её осколки сохранились и в книгах браминов Индии, ибо ислам и христианство в этой части земного шара успеха никогда не имели. Но, увы, ведийская вера претерпела здесь сильнейшие изменения и под влиянием буйной фантазии индусов и их поэтического восприятия мира приняла достаточно курьёзные формы.
Изменению подверглись фундаментальные доктрины. Был сформирован новый пантеон богов, который мало напоминал архаичный ведийский. Первоначало чему в итоге возвращается, стали отождествлять с Брахманом. Отсюда и название новой веры брахманская.
Но содержащиеся в «Атхарваведе» (Веде заклинаний) сведения позволяют заключить, что славяне Первоначалом считали вовсе не Брахмана, а Вену: «Брахмана, рождённого первым на востоке, выделил Вена из ярко светящейся границы. Он вы(делил) глубинные
и поверхностные его формы, лоно Сущего и Не-сущего» (IV.1)3. В ходе миграции ведийских славян на запад именем Вены был назван один из притоков Дуная и город на его берегах столица современной Австрии.
В этой книге часто будут приводиться слова на языках, которые лингвисты сегодня называют собирательным словом «санскрит».
В своих изысканиях они различают ведийский, эпический и классический санскрит. Ведийский, по мнению филологов,тот язык, на котором были записаны четыре Веды («Ригведа», «Яджурведа», «Самаведа» и «Атхарваведа»). Эпический - на котором писались знаменитые поэмы Индии «Махабхарата» и «Рамаяна». Классический же сконструированный легендарным Панини и его предшественниками язык, который, собственно, и был назван санскритом, что означает «обработанный, сделанный». И уже с тех пор санскритом стали называть как язык «Ригведы» и трёх других Вед, так и «Махабхараты»
и «Рамаяны».
Сохранившиеся в Индии Веды записаны на неведомом для индусов языке, который знали только жрецы. Скорее всего, он изначально был сконструированным (как и латынь, и церковный язык русского православия) и предназначался только для фиксации священных текстов, произнесения ритуальных заклинаний и гимнов.
Конечно же, санскрит, латынь и церковный старославянский были созданы на основе реальных, используемых в повседневном общении языков. Поэтому в них так много слов, которыми люди пользуются до сих пор. Архаичный (ведийский) санскрит поразительно схож с современным русским.

Что двигалось туда-сюда? Где? Под чьей защитой? Что за вода была бездонная, глубока?

2. Не было ни смерти, ни бессмертия тогда. Не было ни признака дня (или) ночи. Дышало, не колебля воздуха, по своему закону Нечто Одно,
И не было ничего другого, кроме Него.

3. Мрак был сокрыт мраком в начале. Неразличимая пучина – все это.
То жизнедеятельное, что было заключено в пустоту. Оно Одно было порождено силой жара!

4. В начале на него нашло желание, Что было первым семенем мысли. Происхождение Сущего в не-Сущем открыли Мудрецы размышлением, ища в сердце (своем).

5. Поперек был протянут их шнур.
Был ли низ? Был ли верх? Оплодотворители были. Силы увеличения были. Порыв внизу. Удовлетворение наверху.

6. Кто воистину знает, кто здесь провозгласит. Откуда родилось, откуда это творение?
Далее боги (появились) посредством сотворения этого (мира).
Так кто же знает, откуда он возник?

7. Откуда это творение возникло, Было ли оно создано или же нет – Кто надзирает за этим (миром) на высшем небе. Только Он знает или же не знает.


«Ригведа», Х.129. Пер. с ведийского языка Елизаренковой Т. Я.


Поэтому можно предположить, что язык индийских Вед был «сделан» на основе языков предков тех, кто сегодня считает русский своим родным языком. И что именно славянские жрецы привнесли в среду индусов ведийскую веру, которую в той форме, в какой она сегодня сохраняется в Индии, называют брахманской.
В чем причины прихода славянских жрецов к индусам, остается лишь гадать. Возможно, так они упреждали распространение среди них новой религии
Известный исследователь Вед Бал Гангад- хар Тилак (1856—1920 гг.), сам из рода браминов, в книге «Арктическая родина в Ведах» (Москва, 2004 г.) писал, что сохранившиеся в Индии Веды были созданы далеко на Севере. И не индусами, а арийцами, которые по причине изменения климата вынуждены были мигрировать в тёплые края.
Эту позицию вплоть до своей смерти в 2010 году отстаивала доктор исторических наук Н.тех славян, которые в силу миграционных процессов оказались вблизи северо-западных границ современной Индии.4
Ниже мы остановимся на тех символах, архаичность которых не вызывает сомнений, которые и по сей день сохраняются в названиях рек, обнаруживаются на вещах, найденных в древних могильниках, до недавнего времени наносились на строения и предметы повседневного обихода. На символах, объяснение которым можно найти в наименее искажённых ведийских книгах, среди которых непревзойденное место занимает «Ригведа». Именно они помогут нам понять фундаментальные основы древней веры славян и освободиться от спекулятивных вымыслов в их истории.
«Сваха (санскр. «svaha»). Привычное восклицание, означающее «Пусть это сохранится навеки» или, вер- нее, «пусть будет так». Когда употребляется при родо- вых жертвоприношениях (брахманских), оно означает «Пусть этот род сохранится навеки!».
(Блаватская Е. П. Теософский словарь. Москва, 2004 г.)


К Агни

1. Почтительно призываю я для вас Агни, Сына Силы, дорогого, всеведущего посланника, искусного в жертвах, всеобщего бессмертного посланца.


2. Ты пребываешь в бревнах, которые являются твоими матерями; смертные возжигают Тебя. Порождаясь, ты переносишь дар жертвователя
А потом светишь богам.

3. Он появился, лучше всех дарующих процветание,
Кому люди посвящают свои священнодействия.
Пусть наши хвалебные песни достигнут Агни,
Рождённого, чтобы даровать силу ариям!

(«Самаведа». Пер. с ведийского языка Матвеева С.А. Москва, 2005 г. Часть I, книга 1, глава 1, декада V)
Гусева Н.Р. Русский Север — прародина индославов. Москва, 2010 г.


Основной ведийский миф



Вындрик-зверь всем зверям мать.

Основным мифом любого народа является тот, который объясняет причину возникновения Жизни и выражает основной закон Бытия, то есть это всегда
миф космогонический. Обнаружить его следы, тем более реконструировать их. И помогут нам в этом не только письменные источники, но и сохранившиеся на материальных памятниках изображения крылатых и бескрылых Львов, Единорога и Древа Жизни.
Борьба Единорога со Львом около Древа Жизни запечатлена на одной из керамид Северных ворот Борисоглебского монастыря под Ростовом Великим, которые были сооружены в конце XVIII века. В начале XIX века «еретические» изразцы забелили известью и лишь во второй половине XIX века вновь расчистили. «В прошлом году мне случилось проезжать мимо монастыря и зайти в него,Л.
я заметил, что все изразцы очищены»5.
Борющиеся около Древа Жизни Единорог и Лев изображены на стенке сундука и на окон- ных ставнях, которые экспонируются во Все- российском музее декоративно-прикладного
В народного творчества в Москве, а также на блюде из собрания музея истории и культуры Великого Устюга.


5
Кривоносов В.Т. Борисоглебский монастырь. Москва, 2007 г.


Единорог-зверь всем зверям отец.
А и ходит он под землёю,
А не держут его горы камены,
А и те-то реки его быстрые. Когда выйдет он из сырой земли,
А и ищет он сопротивника,
А того ли люта Льва-зверя. Сошлись оне со Львом во чистом поле, Начали оне, звери, дратися,
Охота им царями быть,
Над всеми зверями взять большину,
И дерутся оне о своей большине.



Считается, что эти строки с уст деревенских бардов записал легендарный Кирши Данилов. Приписываемый ему сборник впервые был из- дан в 1804 году под названием «Древние русские стихотворения». Впоследствии собрание этих и подобных произведений стали называть «Голу- биной книгой». В переложении других собира- телей старорусских песен сюжет борьбы Едино- рога со Львом обрастал новыми деталями:


Почему Индрик-зверь всем зверям отец? Ходит он по подземелью,
Прочищает ручьи и проточины.
Куда зверь пройдёт, тута ключ кипит. Куда хочет, идёт по подземелью,
Как солнышко по поднебесью.
(Из сборника Оксенова А
Живёт ен во святой горе, Ходит ен по подземелью, Пущаить ключ (во) всю землю. (Из сборника Киреевского П.)



Этот сюжет из «Голубиной книги» очень похож на сюжет «Ригведы», в котором говорится
о борьбе Индры со змеёй Вритрой, удержива- ющей в нижнем мире (во Тьме) мировые Воды
и Коров (под Коровами в «Ригведе» подразуме- ваются лучи Солнца)6.


Он (Индра) убил Змею (Вритру), он просверлил (русла) вод,
Он рассёк недра гор. («Ригведа» I. 32)


Индра убил перворождённого из змеев (Вритру)
И породил Солнце, небо, утреннюю зарю. («Ригведа» I. 32)


О, Индра, открой загон с Коровами! Завоюй небесные Воды!
(Ветром) сдуй нам Коров. («Ригведа» I. 10)



Бал Гангадхар Тилак писал, что битва Индры с Вритрой олицетворяет один из первых актов Творения, в результате которого заключённые в нижнем мире неразделённые мировые Воды, которые персонифицировались как Тьма, потекли в мир верхний, породив Зарю и Солнце.7
Изображение ведийской Коровы Солнечных лучей узорочье западной стены Димитриевского собора во Владимире.
Разъясняя туманные мифы «Ригведы», Тилак писал, что, по мнению ведийских бардов, Вселенная существует благодаря циркуляции мировых Вод из мира нижнего в мир верхний,
и наоборот. По нашему мнению, символом этой циркуляции стала Свастика (от санскритского «суасти»: «су»На Руси Свастику называют Коловратом. Как известно, есть два вида Коловрата правосторонний и левосторонний. Первый символизирует циркуляцию мировых Вод из мира нижнего в мир верхний, а второй
процесс.
Гностик Василид, который согласно скалигеровской хронологии жил на рубеже I—II веков нашей эры, циркуляцию мировых Вод применительно к Человеку сформулировал в виде доктрины двойной эволюции Духа

падения в материю (в животного человека) и восхождения к Первоначалу после физической смерти тела.8 Поэтому в узком смысле Коловрат означает восхождение Духа, освобождённого из оков материального мира (правосторонний), и падение Духа в материю, вследствие чего по- рождается животная жизнь (левосторонний).
С целью более полного выражения значения этого символа лево- и правосторонний Коловрат часто изображали рядом. Считалось, что магическая сила образа при этом только усиливалась. В музее истории и культуры буртас в селе Сканово Наровчатского района Пензенской области экспонируется женская рубаха из домотканого холста, которая происходит из соседнего села Алькино Ковылкинского района Мордовии. На подоле вышиты две семиступенчатые недостроенные пирамиды (Зиккураты). Внутри правого Зиккурата располагаются знаки право- и левостороннего Коловрата, а внутри левого тители музея иногда делают предположение, что, возможно, мастерица ошиблась, изобразив
в одном из Зиккуратов направленные в противоположные стороны знаки Коловрата.


6
Ригведа. Мандалы I
7
Тилак Б. Г. Арктическая родина в Ведах. Москва, 2002 г.




Накладная маска быка
Происходит из муромского могильника
Владимирская область
Из собрания музея истории и культуры буртас.


Но дело в том, что подобное соседство ление не такое уж и редкое. Так, лево- и правосторонние знаки Коловрата вышиты и на оплечье женской сорочки, которая происходит из Южной Украины. Эта сорочка по состоянию на 2012 год экспонировалась в Одесском историко-краеведческом музее. На её оплечьях вышиты правосторонние и левосторонние знаки Коловрата. Женская рубаха с направленными в противоположные стороны знаками Коловрата на оплечье в 2012 году экспонировалась и в украинском Центре народной культуры «Музей Ивана Гончара» (Киев).
В Алькино живет мордва-мокша. В 2009 году одна из старейших его жительниц незадолго до своей смерти наказала своей подруге передать сохраняемую ею коллекцию женских рубах с вышитыми ведийскими символами в церковь близлежащего города Ковылкино. Но та, узнав, что рубахи в церкви будут порваны на тряпки, передала их в музей истории и культуры буртас. Так была спасена уникальная коллекция (далее будем называть её алькинской) с вышитыми ведийскими символами Древом Жизни, Лотосом, лучевыми Звёздами и Зиккуратами.
В начале ХХ века в окрестностях Суз (современный Иран) археологами были обнаружены развалины ступенчатой храмовой пирамиды с площадкой наверху, а её графические изображения.
Самый крупный памятник «эламской» архитектуры средственно в Дур-Унташ (ныне Чога-Замбил),
в 30 км от Суз. От реки Карун в город для снабжения водой был проведен канал длиной 50
У входа в Зиккурат стояли скульптурные изображения львов, быков, грифов, изваянные из золота и серебра статуи богов и царей. Длина сторон нижнего этажа Зиккурата равнялась 105 м. Зиккурат имел семь ворот и был четырёх- этажным. Общая высота строения составляла 42 м. На его сооружение были израсходованы миллионы кирпичей и сотни тысяч камней.
В руинах Зиккурата французские археологи, проводившие там планомерные раскопки, нашли много посвятительных сосудов из металла, мрамора и стекла, а также сотни царских надписей.
Неожиданно Зиккураты в большом количестве встречаются и в вышивках женских рубах из близлежащих к средневековому городу Мокша сёлах, где до сих пор живёт мордва-мокша: Вечкинино, Алькино, Парапино, Старое Дра- кино и Новые Пичуры. Сегодня на месте древнего города Мокша находится районный центр Наровчат Пензенской области. В других местах проживания мордвы Зиккураты на вышивках мы уже не встретим. Под словом «мордва» подразумевают два родственных финно-угорских народаимеет свой неповторимый язык.
В «Ригведе» говорится, что Индра нашёл свет во мраке, то есть в неразделенных мировых Водах. Он породил Зарю и Солнце, заставил Солнце светиться и подняться в небо. Единорог «Голубиной книги», вскрывающий под землёй неразделенные мировые Воды,Индра «Ригведы», который убивает змею Вритру и освобождает пленённых Коров (Солнечные лучи). Лев же, по нашему мнению, в ведийской мифологии олицетворял неразделённые мировые Воды. Их разделение, символически выраженное через борьбу Льва с Единорогом,
и порождает Мир, в том числе человеческие Расы, символом которых стало Древо Жизни с пятью основными ветвями.
Крылатый Лев и крылатый Лев с головой Феникса (обычно это мифическое существо называют Грифоном) символизировали Воды, текущие после акта разделения в мир верхний. Льва и крылатого Грифона мы видим на нижней части «Златых врат» Рождественского собора Суздальского Кремля. Старинные двустворчатые двери с медными пластинами со- хранились в южном и западном притворах храма. Изображённые на них сцены выполнены в технике так называемого «огневого золочения», суть которой так изложена в музейной надписи: «На чернёных медных пластинах процарапывался рисунок, заполнявшийся растворенным в ртути золотом. При нагревании происходила реакция восстановления золота, которое прочно спаивалось с поверхностью пластины».
На воротах имеется несколько пластин со Львом. В правом нижнем углу Западных ворот одна из них прикреплена так, что изображённый на ней Лев оказался вниз головой. Скорее всего ворота со временем переделывались. Ибо ряд сохранившихся до наших дней сцен относится уже к тому периоду, когда культы Иисуса Христа как бога и Богоматери уже утвердились в хри- стианстве Владимиро-Суздальской Руси. Тем не менее на воротах ещё и сегодня можно видеть сцены, которые в свете современных христиан- ских представлений кажутся необычными.
К примеру, в библейском сюжете, изображённом на Западных воротах, Христос въезжает в Иерусалим не на осле, как то описано в канонических Евангелиях, а на белом коне. А на одной из пластин Южных ворот к Адаму и Еве пришли поклониться совсем не случайные животные: две Коровы, которые в ведийской вере символизировали Солнечные лучи, жертвенный Олень, ЛевВод, и божественная Сарама (Собака ведийского божества Индры).
Крылатый Грифон с двумя лапами и змеевидным скрученным телом изображён на каменном узорочье Георгиевского собора г. Юрьев-Польского Владимирской области. Этот образ пере- даёт, что небесные Воды исходят от неразделён- ных мировых Вод, которые скрывала во Тьме змея Вритра. Потому это крылатое мифическое существо имеет такое длинное и скрученное змеевидное тело.
Краеведы утверждают, что современный Георгиевский собор в Юрьев-Польском построен на месте прежнего, который обрушился. Но внимательный осмотр стен позволяет предположить, что при его строительстве были использованы камни от разных построек. Ибо нанесённые на них узоры, изображения ми- фических существ и портреты святых резко отличаются друг от друга как стилем, так и техникой исполнения. Композиции на многих камнях выскоблены. И сейчас уже невозможно предположить, что здесь было изображено. Сегодня взору путешественника предстает убогая в архитектурном отношении церковь, построенная после 1613 года из намеренно перепутанных камней. При её посещении в мае 2012 года автор этой книги спросил музейного смотрителя, сохранились ли древние фрески из этого храма? На что тот раздражённо ответил: «В белокаменных соборах изначально не было фресок. А то, что вы видите сейчас,XIX века». Видимо, любопытные туристы замучили его подобными вопросами.
Львов и крылатых Грифонов мы видим на внешних стенах знаменитой на весь мир церкви Покрова на Нерли под Владимиром, все фрески на внутренних стенах которой были сбиты в 1877 году. Что и кто были изображены на них, сведений не сохранилось. Видимо, к тому времени сюжеты на этих фресках окончательно перестали нравиться Церкви.
Надо сказать, каменная иконография церкви Покрова на Нерли весьма скромна. В закромах всех трёх его фасадов запечатлены одни и те же сцены. В центральных жении Фениксов и Львов восседает святой в парадной одежде, у головы которого нанесена поздняя надпись изображена сцена терзания жертвенного Лосёнка крылатым Грифоном. Забавны похожие на бесенят крылатые собачки в соседстве с женскими масками. Так изображали божество мудрости Индры, которую в «Повести временных лет» назвали Симарглом.
В «Ригведе» есть выразительное указание на то, что существуют Воды небесные и воды, текущие по земным руслам (VII. 49 : 62). Текущие
в рот Варуны семь рек («Ригведа», VIII. 69 : 12). Всюду, где обитали славяне, земные реки носят названия, выражающие священные символы ведийской веры. Так, около Наровчата, где все ещё сохраняются подземные культовые пещеры дохристианской эпохи, течёт река Мокша. В брахманской вере современной Индии «мокша» означает состояние слияния очищенной Души (Атмана) с Вселенским Духом (Брахманом). Выше Наровчата в Мокшу впадает река Атмис (Атман ке, тождественное с Первоначалом).

9
В. Хинц. Государство Элам. Пер с немецкого Шохиной Л.Л. Москва, 1977 г.


Сарама в которое впадает река Сара. На санскрите одно из значений слова «сара» приток Волги, на берегах которой жили средневековые волжские болгары, носит имя Камы. Кама «Атхарваведы» бог», «даритель забирающий, кто мудр, могуч, всеобъемлющ и невредим» (III. 21).
В приложении к книге известного индолога, доктора исторических наук Н.«Русский Север называется, что в Устюжском уезде Вологодской губернии одна из рек называлась Лакшма (в ин- дусской мифологии ном ПрионежьеЛотос), а реки в Каликовском и Лодейнопольском уездах Олонецкой губернии назывались Сара. Была известна и река Ганга в Онежском уезде Архангельской губернии (в «Ригведе» есть упоминания о небесной реке Ганга).
В «Книге Велеса», которая впервые была издана в середине ХХ века в Сан-Франциско (США) русскими эмигрантами Ю.
и Ал. Куром (А. имеющие туманную связь с мифом «Ригведы» о борьбе Индры со змеей Вритрой: «Да увлечёт нас Сын Света Индра от Тьмы!» (Война с Грец- коланью. 4 : 9).10



10
Книга Велеса. СвятоАсов А.А. Москва, 2008 г.


В этой книге воинственный Индра упоминается много раз: «Да святится имя Индры! Он знающий Веды. Так воспоём мощь его!» (Исход ариев. Сказания о Яре и Яруне. 3 : 1). «И тут Индра пришёл к нам, чтобы мы сохранили свою силу в бою и стали твёрдыми, чтобы витязи наши одолели, ибо сила наша быть побеждёнными на поле брани» (Войны с Грецколанью. 2 : 8).
В гимне I мандалы II «Ригведы» сказано: «Индра, бык существ». Поэтому это ведийское божество часто изображали в виде быка или маски быка.
Культ Индры был распространён не только на Волге (найденные в муромских дохристианских могильниках накладные маски быка экспонируются в музее истории и культуры буртас) и на территории современных Пакистана и Ирана, но и на греческом острове Крит. По легенде Зевс, приняв вид быка и в этом обличье похитив Европу, уплыл вместе с ней на Крит. Мифический же царь этого острова Минос представлен сыном финикийской царевны Европы и Зевса (аналога ведийского Индры).
И вместе с тем в «Книге Велеса» в качестве одного из самых почитаемых богов новгородских славян указывается Перун: «Слава Перуну, богу нашему! Он нас хранит, он даёт здоровье и земные блага. И ему мы палим огонь вечный в Новгороде, на волхованьях на горе и у лесов» (Крыница. 6 : 3). Перуна в «Книге Велеса» называют «богом войны» (Бусово время. 3 : 11).
Сегодня ни у кого не вызывает сомнений тождественность Индры «Ригведы» и Перуна «Книги Велеса». Упоминается Перун в числе богов киевского князя Владимира и в «Повести временных лет». Но то, что Перун и Индра стоят в одном ряду, свидетельство того, что «Книга Велеса» создавалась в период, когда знание о ведийских богах было уже утрачено.
До сих пор вызывает споры и персонификация самого Велеса. В одной из редакций «Повести временных лет» он назван «скотьим богом». Но что это означаетИзвестные лингвисты В. пов в своей книге «Исследования в области славянских древностей» (Москва, 1974 ли, что Велес новгородских славянВритра «Ригведы». Но вряд ли символ Тьмы, удерживающий в нижнем мире неразделённые мировые Воды, стал бы объектом поклонения. Это обстоятельство, а оно далеко не единичное, позволяет заключить, что «Книга Велеса» хотя и составлена талантливыми авторами, тем не менее произведение достаточно позднее, и к сведениям, изложенным в ней, следует относиться весьма осторожно. Как, впрочем, и к «Повести временных лет» в современной её редакции.

Печать с Единорогом
Происходит из Мохенджо-Даро Пакистан
Русская православная церковь, переняв многие образы ведийской веры, придавала им свой смысл. Возьмём, к примеру, одну из самых почитаемых икон «Чудо Георгия о Змие» (икону великомученика Георгия Победоносца). На ней языком изобразительного искусства выражен уже знакомый нам сюжет «Ригведы» о борьбе Индры со змеёй Вритрой. Индра трансформирован в скачущего на коне Георгия, который поражает своим копьём символ Тьмы Образы основного ведийского мифа сохранились также в сказках и былинах славян, в которых говорится о воде Живой (небесных Водах) и воде Мертвой (неразделённых мировых Водах).
У тех волго-окских славян, чьи предки ког- да-то жили на территории современного Пакистана, а затем мигрировали к Ростову Великому, Суздалю и Владимиру, ведийский Индра в качестве освободителя небесных Вод изображался в виде Единорога.
На печатях из Мохенджо-Даро и Хараппы (развалины этих городов в начале ХХ века обнаружены на территории современного Пакистана) Единорог стоит перед жертвенником, из которого пьёт Сому. Согласно «Ригведе», этот напиток в огромных количествах Индра поглощал перед битвой со змеей Вритрой. Обилие найденных в Мохенджо-Даро и Хараппе печатей с изображением этого мифического животного, равно как и других ведийских символов, позволяет заключить, что эти города были основаны славянами.
Геродот в своей «Истории» помещал на территории современных Пакистана и Ирана народ, который называл персами, и утверждал, что они «не считают богов человекоподобными существами, как это делают эллины».11 Геродот дает понять читателю, что персы были зороастрийцами: «Сведения о погребальных обрядах и обычаях персы передают как тайну. Лишь глухо сообщается, что труп перса предают погребению только после того, как его растерзают хищные птицы или собаки» (книга I. 140).
11
Геродот. История. Пер. Стратановского Г.А. Москва, 1972 г.


Новыставляли только зороастрийцы. Они не предавали покойников земле и не сжигали их на погребальных кострах.
Зороастрийцев часто называли огнепоклонниками, поскольку Огонь они считали образом Верховного Бога на земле. Огню поклонялись, огонь обожествляли. Но тем не менее Геродот здесь же сообщает, что персы «предают земле тело покойника, покрытое воском» (книга I. 140) и что они «не воздвигают алтарей и не возжигают огня» (книга I. 132). Что, конечно же, ставит под вопрос правдивость его свидетельств.
Нам же представляется, что геродотовы персывлиянием климатических изменений перешли жить на Русскую равнину. И их миграция в направлении исторической прародины протекала по водным артериям
нию таких малых рек, как Сура, Цна и Мокша.
Как и на печати из Мохенджо-Даро, Единорог на рельефе дворцовой лестницы в Персеполе изображён с изогнутым рогом.
Развалины древнего города, о котором ни слова не сказал «отец истории» Геродот, были обнаружены в горной долине на юго-западе современного Ирана. Город находился недалеко от места впадения небольшой речушки Пулвар в Куру. Систематические раскопки здесь начались лишь в 1930-х годах. Как назывался город в действительности, никто не знает. Но тем не менее археологи дали ему наименование Персеполь, что буквально в переводе с греческого означает «город персов». Якобы здесь были найдены многочисленные таблички с письменами, которые, «расшифрованные» в XIX веке, подтвердили «истинность» сказаний Геродота.
Археологи определили, что площадь Персеполя составляла около 135 тысяч квадратных метров. У подножья горы была сооружена искусственная платформа, для чего пришлось выравнивать скальную породу. Построенный на ней город был окружен с трёх сторон двойной стеной из сырцового кирпича, а с восточной стороны примыкал к неприступной горной скале.


Борьба Единорога со Львом
Фрагмент дворцовой лестницы Персеполь (Иран)


Наиболее значительным сооружением города был дворец, от которого остались лишь колонны да две парадные лестницы, по бокам которых были изображены сцены борьбы Единорога со Львом. Известный британский историк и археолог Чайльд Гордон в своей книге «Арийцы» (Москва, 2009 г.) указывает, что в долине Инда в пакистанской провинции Синд в первой половинемножество выложенных кирпичом сводчатых гробниц, в которых находились скорченные в позе эмбриона остовы. К сожалению, более подробных сведений об этих захоронениях он не сообщает. Скорченные в позе эмбриона костные остовы археологи обнаруживают и при раскопках дохристианских могильников в междуречье Цны, Мокши и Суры. Они расположены по линии "север", в могильниках на среднем Дону, где они ориентированы головой на север или северо-восток.12 Уильям Куликан в книге «Персы и мидяне. Подданные империи Ахменидов» (Москва, 2010г.) сообщает, что в иранской гористой области Луристан местными жителями были обнаружены каменные гробницы с предметами из бронзы, на которых изображены мифические существа. Они появились на антикварных рынках Тегерана, Лондона, Нью-Йорка и Парижа в 20-х годах ХХ века. Искусствоведы называют эти предметы луристанскими бронзами. Учёным удалось попасть в этот труднодоступный район Ирана и провести археологическое исследование могильников только в начале 1960-х годов. Крылатые Львы с человеческими головами, символизирующие небесные Воды, были изображены и на луристанских кубках.
В ходе раскопок на склоне горы вблизи селения Марлик-Тепе (провинция Гилян) на юго-западном побережье Каспийского моря было обнаружено несколько вырубленных в наростах природных скал погребальных камер, где вперемешку лежали костные останки, металлические и керамические изделия. Было найдено несколько золотых и серебряных сосудов с изображениями Единорогов, крылатых Львов с человеческой головой и головой Феникса. Иранское селение Марлик-Тепе рас- положено в долине Гохар-Рудх северо-западнее Рашта.
Крылатый Единорог изображён и на золотом обруче из местечка Зивийе (Иран). В 1947 году к востоку от города Саккыза (северо-западный Иран) во время бури обрушился склон холма, и местные жители обнаружили в разломе массу предметов из золота, серебра и слоновой кости. Началась бойкая торговля ими. Много вещей попало в частные собрания Европы и Америки. Тем не менее значительную часть древностей удалось собрать в Археологическом музее Тегерана.


Учёные предполагали, что предметы, первоначально получившие название «Саккызский клад», какой-то знатной «персидской» особы. Но каково же было их удивление, когда оказалось, что многие из них имеют аналоги в скифском мире, а некоторые почти повторяют по общему облику, сюжетам и стилистическим особенностям изделия из скифских курганов Северного Причерноморья и Северного Кавказа.
Крылатый Лев с человеческой головой изображён на покрытой глазурью шкатулке из Суз. Единорогов мы видим и на кубке из соседнего с Марлик-Тепе иранского поселения Амлаш.
О том, сколь важное значение придавалось символу Единорога ещё в относительно недавнее время, свидетельствует Малая печать Ивана Грозного (время его правления1584 год) с изображением этого мифического существа. Единорога и крылатого Грифона мы видим и на фамильном гербе графов Шуваловых.13 Костромские помещики Шуваловы вознес- лись по сословной лестнице при Петре I. Александр и Пётр, сыновья генерал-майора Ивана Максимовича Шувалова, состояли при дворе цесаревны Елизаветы Петровны и в решительную для неё ночь государственного переворота 25 ноября 1741 года были в числе преданных её сторонников. После восшествия на престол Елизавета пожаловала братьям графский титул.


13
Силаев А.Г. История русской геральдики. Москва, 2003 г.


После этого и появился герб Шуваловых с Единорогом и крылатым Грифоном.
Ещё в конце XVIII века борющихся около Древа Жизни Единорога со Львом спокойно изображали на Северных воротах Борисоглебского монастыря под Ростовом Великим. Это сегодня церковники не могут объяснить смыс- ла и значения мифических существ, которые вплоть до конца XVIII века появлялись в росписях христианских храмов и на иконах. Тог- да же эти символы были понятны всем.
Широкий географический ареал распространения изображений Единорога, крылатых Львов и Грифонов свидетельствует, что записанный в «Ригведе» миф о циркуляции мировых Вод из мира нижнего в мир верхний и наоборот имел в славянском мире с древнейших времен всеоб- щий характер. И этот миф сохранялся среди славян вплоть до конца XVIII века.
Проведенный выше анализ архаичных сим- волов позволяет заключить, что именно этот космогонический миф о возникновении Жизни и сути Бытия занимал в представлениях ведийских (дохристианских) славян главенствующее положение.

1. Индры героические деяния сейчас я хочу провозгласить:
Те первые, что совершил громовержец.
Он убил змея, он просверлил (русла) вод, Он рассек недра гор.


2. Он убил змея, покоившегося на горе.
Тваштар ему выточил шумную дубину.
Как мычащие коровы, устремившись (к телятам), Прямо к морю сбегают воды.


3. Разъяренный, как бык, он выбрал себе сому, Он напился (сомы), выжатого в трех сосудах. Щедрый схватил метательный снаряд – ваджру. Он убил его, перворожденного из змеев.


4. Когда ты, Индра, убил перворожденного из змеев
И перехитрил хитрости хитрецов,
И породил солнце, небо, утреннюю зарю,
С тех пор ты уже в самом деле не находил противника.


5. Он убил Вритру, самого (страшного) врага, бесплечего,
Индра – дубиной, великим оружием.
Как ветви топором обрубленные,
Змей лежит, прильнув к земле.


6. Как плохой боец в пьяном угаре он вызвал Великого героя, покоряющего силой, пьющего выжимки сомы.
Он не выдержал натиска его оружия:
Безликий от пролома, он раздавлен – тот, кому Индра враг.


7. Безногий, безрукий боролся он против Индры. Тот ударил его дубиной по спине.
Вол, хотевший стать противником быка,
Вритра лежал, разбросанный по разным местам.


8. Через (него), безжизненно лежащего, как раскрошенный тростник,
Текут вздымаясь воды Ману.
(Те), кого Вритра (некогда) с силой сковывал,
У их ног лежал теперь змей.


9. Поникла жизненная сила у той, чей сын – Вритра.
Индра сбросил на нее смертельное оружие. Сверху – родительница, внизу был сын. Дану лежит, как корова с теленком.


10. Среди неостанавливающихся, неуспокаивающихся Водяных дорожек скрыто тело.
Воды текут через тайное место Вритры.
В долгий мрак погрузился тот, кому Индра враг.


11. Жены Дасы, охраняемые змеем, – воды Стояли скованные, как коровы, (спрятанные) Пани. Проход для вод, который был заткнут, –
Он открыл ему, убив Вритру.


12. В конский волос превратился ты, о Индра, в тот миг,
Когда он дал тебе по клыку. Единый бог, Ты завоевал коров, ты завоевал сому, о герой! Ты выпустил для бега семь потоков.


А Не помогли ему ни молния, ни гром, Ни тот туман, что он раскинул, ни град. Когда Индра и змей сражались,
На (все) будущие времена победил щедрый.


14. Какого мстителя за змея увидел ты, о Индра, Что в сердце к тебе, убийце, проник страх,
Когда девяносто и девять потоков
Ты пересекал, как испуганный орел – пространства?


15. Индра – царь движущегося (и) отдыхающего, Безрогого и рогатого, громовержец.
Это он как царь правит народами. Как обод – спицы (колеса), он охватил их (всех).



«Ригведа», I, 32. Пер. с ведийского языка Елизаренковой Т. Я.

Популярные
статьи
  • Семинар в Москве. Восемь шагов к бессмертию. 21-22 октября
  • Откровение о бессмертных
  • Проханов и либералы. Обращение Юрия Гомонова к либералам

  • Последние
    комментарии
    »AndreiA Украденное бессмертие (Русский...
    gregen Видео-лекции Юрия Гомонова
    Максим Смерть либерала
    Алексей Летний семинар 2017
    AndreiA ПЯТЬ СТИХИЙ
    Тиана Школа жрецов
    dsl086 Строительство Святилища Богам ...
    AndreiA Фильм второй \"ЗЕМЛЯ НЕ ВРАЩАЕ...
    Дмитрий Культ стихии воздуха в христиа...
    Strannik Культ стихии воздуха в христиа...


    Опрос

    Язычник
    Ведист
    Родновер
    Природник
    Неоязычник
    Славянин
    Другое






    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
    -->
    Яндекс.Метрика ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека