УЧИТЕЛЬ
«Чтобы зажечь свечу, нужна ещё одна свеча, уже горящая; точно так же непросветлённые люди нуждаются в помощи просветлённого гуру». Учитель йоги Свами Шивананда.
В средневековом древнекитайском трактате «Путешествие на запад», сказано: «Кто один день был моим учителем, тот всю мою жизнь будет моим родным отцом». По жизни мы периодически встречаемся с людьми, которые оказывают на нас влияние. Иногда это влияние бывает огромным, иногда не очень. Но и в том, и в другом случае это приводит к некоторым внутренним изменениям. Доцент Курилов был моим учителем пять минут. Я услышал, как он анализирует стихотворение, и понял, как нужно работать с художественным текстом. Я до сих пор помню то потрясение, которое тогда испытал. Эти пять минут полностью изменили мою жизнь, и я считаю этого человека своим учителем и благодарен ему всю жизнь. В ведической традиции учителя приравниваются к родителям, и считается, что нарушения против учителей карается так же, как против родителей. Есть такой непреложный кармический закон: нет уважения к матери – не будет денег; нет уважения к отцу – не будет личной жизни. То же происходит, если нет уважения к учителям. Но странность в том, что даже после многократного вдалбливания ученикам в мозги этих простых истин, они всё-таки до них не доходят. Тот, кто с благодарностью и уважением принимает опыт и знания от родителей и учителей, обязательно будет успешен в жизни. Народы, сохранившие в себе это как часть национальной культуры, демографически не иссякнут. Посмотрите на страны востока. Там культ родителей и учителей. Особенно учителей духовных. А как мы относимся к своим родителям и учителям? Думаю объяснять не нужно. И ещё и удивляемся, что у нас возникают проблемы то с деньгами, то с личной жизнью.
Благодарность – одно из главных условий выживания в этом мире. Наши родители и наши учителя – это обозримая часть великой реки, текущей из нашего необозримого прошлого. Реки знания и жизненного опыта. Не всегда эти знания и жизненный опыт качественны. Но лучше хоть какое-нибудь знание, чем полное его отсутствие. Как-то в одну школу во времена голода на Поволжье пришла комиссия и попала на урок русского языка. На доске учителем было написано предложение, в котором комиссия насчитала восемь ошибок. Естественно они выразили своё возмущение по этому поводу. Как, мол, вы можете учить детей, когда сами безграмотны. А он им ответил: «Я вообще-то не учитель. Я завхоз. Учителя все умерли от голода. И если я их хотя бы так не научу писать и читать, то ни всю свою жизнь проживут безграмотными». Это был настоящий учитель, хотя и не обладающий достаточным уровнем знаний. В любом случае он дал возможность многим детям понимать, написанное на бумаге. У нас часто возникают претензии к нашим учителям, что, мол, плохо учили. Причем мы очень быстро забываем о том, что нам было дано, и помним только то, что не додали. Но все люди – люди, и у каждого из нас есть свои ограничения. Да. Мастеров мало. Но благодаря плохому учителю русского языка и литературы вы умеете читать и писать, и имеете представление о русской словесности. Благодаря плохому учителю математики вы умеете считать. Благодаря плохому учителю по астрономии имеете представление о звёздах. Неужели этого мало. Мы очень требовательны к другим. Но всё ли мы сами делаем качественно. Каждый выполняет свою работу так, как он может. Нужно быть благодарным за то, что тебе дали. Но у нас в России часто срабатывает один странный сценарий. С начало ученики смотрят на учителя, как на бога. А потом, когда понимают, что он тоже человек, имеет недостатки и совершает ошибки, стараются унизить учителя и выказать ему пренебрежение. А потом они ещё и удивляются, что у них возникает куча проблем. Тот, кто вредит своему учителю, автоматически будет проклят со всеми вытекающими отсюда последствиями. И тут не важно, хороший был учитель, или плохой. Он был твоим учителем. Он дал тебе какие-то знания. Но ты пошёл против него, и тебя не ждёт ничего хорошего, пока ты не осознаешь свои ошибки. На востоке говорят: «Если на тебя обиделся бог, то учитель сможет тебя защитить. Но если на тебя обиделся учитель – никакой бог тебе не поможет». И не потому, что учитель сильнее бога. А потому, что оскорбление дающего знания во все времена и во всех традициях считалось тягчайшим преступлением.
Поймите. Каждое неуважительное слово, чувство и действие, обращённое в адрес того, у кого вы учились, автоматически возвращается проклятием. Это неизменный закон природы. До учителя не долетит ваша злоба. Она вернётся к вам многократно усиленная. И если вы хотите себе блага, вспомните о ваших учителях, и попросите у них прощения за те обиды, которые вы им нанесли. Хотя бы мысленно, но от души. Это нужно не учителю. Это нужно вам для вашего успеха и счастья. А учитель всё простит, если раскаяние будет чистосердечным. Но он так же имеет право и не прощать своего ученика, если считает, что прощение не пойдёт ему впрок. Сила народа в преемственности поколений. А эту преемственность как раз и обеспечивают родители и учителя. Мы уже трижды в своей истории плевали в своих учителей. С начало в языческих, потом в христианских, а недавно в коммунистических. Вопрос. Кто следующий на очереди. И научимся ли мы, в конце концов, быть благодарными своему прошлому? Своим учителям таким, какие они есть.
Юрий Гомонов
|