ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ БОГАТСТВОМ?
Богатство! Что это такое? И что именно можно считать богатством? Лев Толстой в «Исповеди» пишет о том, что когда у него было всё то, о чём только и может мечтать человек: мировая слава, любимая и любящая жена, прекрасная семья, миллион в банке, - вот тогда-то он перестал ходить на охоту, чтобы не застрелиться, и вынес из комнаты шнурок, чтобы не повеситься. Он вдруг понял, что славу с собой после смерти не заберёшь, деньги – тоже.
Толстой мучительно ищет смысл жизни, который не уничтожается смертью. И вот именно тогда он уходит в религию. Христианство в том виде, в котором оно существует в России, он не принял. И был за это отлучён от церкви. Но он создал своё христианство. Свой путь к богу. И только тогда в душе его наступил покой. Макс Мюллер писал, что кроме рационального, абстрактного и логического мышления у человечества есть ещё одна способность ума. Это способность постижения вечного. И на этом феномене человеческого ума, по его мнению, и строится религиозное мышление. Но если есть такая способность, значит и в человеке есть что-то вечное. И если этому вечному в себе человек не находит применения, вот тут-то и наступают в его душе смятение и тоска. Жизнь растрачивается на мелочи. Не на вечное в человеке, а на то, что со смертью рассыпается в прах. И человек почувствует себя нищим перед раскрывшейся вечностью. Выше перечисленные способности ума, это способности нашего материального мозга. А способность постижения вечного, это способность нашей бессмертной души. Души, которая всегда пребывает в вечности, а наше бренное тело всего лишь временная остановка на её великом пути.
Откуда она идёт и куда – знает бог. Но я знаю точно, что ценности нашего материального мира для неё не являются богатством. В слове богатство нет и намёка на золото и серебро. В нем явно слышится слово бог. И богатыми можно считать только тех, в ком много бога. А под богом мы понимаем всё-то лучшее, что имеется в нашей вселенной. Человек, душою своей познавший бога, и может считаться богатым. А одержимые материальными благами мира губят свою душу и делают её пустой. Наш мир одержим идеями успеха, богатства, славы. Всё это от незрелости ума. Толстой всё это имел, но как видим, это не сделало его счастливым. Я не против материального богатства. Но только в том смысле, если оно не является самоцелью. Если оно пришло к человеку в силу его увлечённости чем-то более важным, чем просто деньги. Например, художник, созидающий не на продажу, а от души, становится востребованным, покупаемым и от этого богатеет. Прекрасно. Деньги не являются чем-то порочным. Порочным может быть только отношение к ним.
Безудержная жажда обогащения уже погубила многих и многое. Иногда очень забавно наблюдать, как духовные лица разнообразных религиозных конфессий призывают свою паству отказаться от сребролюбия с крыш их собственных навороченных джипов. Жажда денег губительна и для людей простых, и для лиц духовных. Но и без денег пока что жить невозможно. Все духовные учения мира не случайно призывают к умеренности во всём. Земля наша не так богата, как нам кажется. И своей безудержной алчностью мы её губим, а, следовательно, и себя. Влекомые тем, чтобы копить то, что уничтожается смертью, мы перерабатываем не бесконечные ресурсы земли в материальные блага, не испытывая в них никакой нужды.
Певец Басков признался, что у него шестьсот пар обуви. Зачем? Сколько у него ног? Причём, по его словам, ему самому в этом стыдно признаться. Неисповедимы пути человеческой жадности. Бес потребления вселился в людей, и они уже не могут не покупать даже тогда, когда в этом нет никакой необходимости. Психиатры недавно открыли новую болезнь – покупкоманию. Человек приходит в магазин, начинает покупать, и приходит в себя только тогда, когда у него закончились деньги. То же происходит в игровых залах. Сознание полностью выключается и только одна необъятная жадность начинает руководить поступками человека. А потом, как у пьяницы, наступает похмелье. И становится непонятно – и зачем это мне столько обуви. Но, к сожалению, похмелье наступает далеко не у всех. Многие в этой безумной гонке потребления просто не могут остановиться и задуматься, зачем всё это. А миллионер Стерлингов остановиться смог. И когда у него одна из комнат его дома была завалена сумками с деньгами, он, по его словам, понял всю убогость того, к чему стремился. Я повторяю, я не против богатства. Но во всём же нужна мера.
И необходимо понимание одного простого факта, что мы скоро все отсюда уйдём. Тибетцы говорят, что у бога есть дурацкие шутки. Одна из дурацких шуток бога в том, что через сто лет никого из семи миллиардов ныне живущих в живых не будет. Мы все умрём, и очень важно, как и с чем мы встретимся с этой великой силой, которая прекращает существование всего живого. И тот, кто придет на встречу с ней с сундуками, набитыми золотом, будет очень разочарован. Не в этом богатство. В египетской мифологии богами после смерти приводилось взвешивание сердец. На одну чашу весов клали перо Маат, символизирующее абсолютную истину, а на другую сердце усопшего. И если сердце по весу было равно перу Маат, человек обретал вечное блаженство в потустороннем мире. В ведической традиции именно сердце считается вместилищем нашего истинного «Я». И после смерти важно не то, что лежит на счету в банке, а то, чем наполнено наше сердце. И только то, что накоплено в нём, и является нашим вечным нетленным неуничтожимым богатством.
Юрий Гомонов
|