Родом Авраам из Ура Халдейского. Его отец, Фара, вышел из Ура в землю Ханаанскую и по пути умер. Почему он решил поменять место жительства, в Библии не объясняется. С этого момента собственно и начинается история еврейского народа. История скитаний. Аврааму первому явился господь и в дальнейшем, являясь его потомкам, говорит, что он бог Авраама, Исаака, Иосифа, но нигде и никогда он не говорит, что он так же бог Ноя и Адама.
Получается, что бог, сотворивший мир и устроивший потоп, это один бог, а являвшийся еврейским патриархам - другой. Между ними нет никакой связи. Бог Ноя и Адама после потопа раскаялся в содеянном и поклялся, что больше никогда не будет истреблять людей, ибо понял, что зло их от молодости их. Бог Авраама все время грозит евреям уничтожением, издевается над народом египетским и уничтожает Садом с Гоморрой. Или бог не умеет держать своего слова, или это разные боги. Ну, об этом позже. Сейчас для нас важно то, что именно Аврааму явился библейский Бог, и важно понять, какие именно достоинства Авраама побудили его совершить этот выбор.
Всю свою жизнь Авраам был скитальцем в чужой земле. Его жена, Сара, была бесплодна. Бездетный и безземельный, женат он был к тому же на собственной сестре. У них с Сарой были разные матери, но один отец. И в зависимости от обстоятельств он выдавал ее - то за жену, то за сестру. В Египет, куда он переехал от голода, он попросил Сару, из страха быть убитым из-за ее красоты, назвать себя его сестрою. И «…взята она была в дом фараонов и Аврааму было хорошо ради нее» «...и были у него мелкий скот и крупный» «И был Авраам очень богат и золотом, и серебром, и скотом» /Бытие 13,23/.
Что, собственно, произошло. Нищий Авраам, бежавший из прежних мест из-за голода, в Египте очень разбогател посредством того, что обманом отдал свою жену фараону. Зачем? Думаю объяснять не надо. Она была очень красива. Потом фараон узнал, что она его жена и был в шоке. Он упрекал Авраама за обман. Но на этом обмане были сделаны очень хорошие деньги. И со всем сутенерским образом нажитым богатством фараон отпустил его из Египта, а, скорее всего, изгнал.
Таким же способом он заработал тысячу сиклей серебром на царе Герарском Авимелехе, и тот тоже упрекал Авраама за то, что тот не сказал ему правду, и чуть было не ввел его в грех.
Картина возникает довольно странная. Божий избранник – бездомный бездетный трус и сутенер собственной жены, наживший свое богатство с помощью проституции и обмана. Ибо как еще можно назвать то, каким образом он разбогател.
Кроме вышеперечисленных «добродетелей», Авраам был готов стать еще и сыноубийцей. Из маниакальней преданности этому странному богу он был готов собственного сына принести ему в жертву.
Почему Авраам так предан этому богу? Опять же не из бескорыстной любви. «Я господь, который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе эту землю во владение», - говорит бог Аврааму. Видимо Авраам и в Уре не имел своей земли, «...даю я землю сию от реки Египетской до великой реки Евфрат». Правда все это случится через четыреста лет. Евреи сначала попадут в Египет, а потом оттуда, спустя много времени, пойдут в землю обетованную. Но бездомный Авраам готов ждать. И ждет до сих пор, так как до сих пор бог не выполнил своего обещания. Земля от реки Египетской до Евфрата как не принадлежала, так и не принадлежит евреям. Но надежда - великая вещь, если она к тому же внушена богом. Ради этой гипотетической и так и не обретенной земли Авраам и его потомки служат этому богу тысячи лет. Как это похоже на обещание страшного суда в христианстве, который должен был произойти еще при жизни апостолов по утверждению Христа, но которого до сих пор нет, да и не будет, как и земли обетованной от Нила до Евфрата. Но это пока для нас не важно. Важно то, что обманщика Авраама его бог так же удерживает на обмане. Если вспомнить, что в Эдеме бог так же использует обман, чтобы удержать Адама от грехопадения, то выстраивается уже некая закономерность. Бог обмана выбирает себе рабом патриарха обмана.
Любопытна в этом смысле история Лота, племянника Авраама. Это тот самый Лот, который был настолько праведным, что единственный остался жив, когда бог уничтожил Садом с Гоморрой. Его дочери как-то решили «подпоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восстановим от отца нашего племя». И обе дочери Лота забеременели от собственного отца, причем Лот так надрался, что не заметил, что переспал с собственными дочерьми. Налицо тот же кровосмесительный брак, как и у Авраама, и тот же обман. И вся эта странная семейка считается в Библии праведной.
Я не буду долго рассуждать об этической составляющей происходящего. Для меня важно выявить поведенческую доминанту данного бога. А ею пока является – обман. Именно обманом и бог, и его избранник добиваются желаемого.
Кроме земли бог Авраама обещал ему еще много потомства и много богатства. А для нищего, бездомного и бездетного Авраама все это крайне важно. Правда все это будет в далеком будущем, но коммунизм нам тоже обещали в будущем, и мы как кролики за удавом шли незнамо куда, пока не поняли, что и пути-то такого нет. Обещание будущего счастья - мощнейший инструмент управления. И вот за это будущее и готов служить Авраам своему богу, но отнюдь не из бескорыстной любви.
Бог обмана выбрал себе в слуги патриарха обмана с помощь обмана. Так что же за бес являлся Аврааму?
Я уже выше писал о боге луны - боге воровства, мошенничества и обмана Гермесе и его роли в египетской и европейской культуре. Гермес Триждывеличайший был реальным человеком, жившим в Египте, и уже современниками почитался как бог. То есть, этот бог жил на земле и ходил по земле как простой человек.
А теперь посмотрим на бога Авраама. «И явился ему господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер». «Он воздел очи свои... три мужа стояли против него»/Бытие 18, 1-2/. Так господь или три мужа? Авраам бросается к ним и говорит: «Владыка! Если я обрел благоговение перед очами твоими, не пройди мимо раба твоего» /Бытие 18,3/. И те входят в его шатер, и он кормит их молоком, маслом, телятиной. «И они ели» /Бытие 18,8/. «И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время.../Бытие.18,10/. А затем «... встали те мужи, и отправились к Содому» /Бытие 18,16/. Господь решил узнать «…точно ли они /содомиты/ поступают так, как вопль о них восходящий ко мне или нет; узнаю». Они все пошли в Содом, а Авраам поплелся за ними, задавая вопросы. «Ответив на его вопросы, пошел господь, перестав говорить с Авраамом» /Бытие18,21-23/.
Из вышесказанного ясно, что Аврааму явился его господь, а он, Авраам, его раб. Но господь Авраама ходит, ест, пьет, а для того, чтобы что-то узнать, ему нужно пойти и посмотреть. А когда он с компанией пришел в Содом, его вообще хотели поиметь содомским способом «Где люди, пришедшие к тебе на ночь? Выведи их к нам, мы познаем их», /Бытие 19,5/ - кричали содомиты Лоту. Что с ними хотели сделать, надеюсь ясно без пояснений? Мало того, что, подчеркиваю, они ходят по земле, ведут себя как люди и воспринимаются как люди. Их опять не один, а несколько. Вспомним слова бога, что Адам «стал как один из нас». А когда он решил смешать языки, он сказал «Сойдем же, и смешаем» /Бытие 11,7/. Где он - Единый Библейский Бог, когда в Библии подчеркивается, что их, богов много?
Как можно библейского бога считать творцом Вселенной, когда их не один, а много, и они ходят по земле как простые смертные. Бог Авраама больше похож на богочеловека типа Иисуса Христа, но не как на творца Вселенной.
Юрий Гомонов
Другие лекции:
1. Путь Вселенной 2. Аврамитские культы луны 4. Библейская концепция бога: Бог Иакова 5. Библейская концепция бога: Бог Моисея
|